четверг, 28 апреля 2016 г.

ТВОРЧЕСТВО КАК «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ». Анна Гаганова. Газета «Помоги себе сам», 1997г. Москва

Наверное, одно из самых тяжелых человеческих чувств - одиночество. Окружающие не принимают тебя в свою компанию - ты не похож на них, а тебе неинтересен их стиль жизни - шумные застолья, грубоватый юмор, работа ради денег, деньги ради застолий... Ты увлекаешься рисованием, пением и поэзией, кото­рые многие оставили в детстве. Тебя хором называют ненормальным, и возможно, что однажды ты оказываешься в кабинете психоневролога...
  Творческая натура имеет право на нестандартность поведения. Это аксиома. Но, как говорится, творчество  творчеству рознь. Творчество может быть не только профессией (живопись, музыка), но и... единственным способом не слышать насмешек окружающих: «Да он ненормальный, не как все». Через совместное творчество «белые вороны» становятся интересны таким же, как они, «неугомонным душам» и не только находят свою компанию, но и обретают гармонию с самими собой. В среде родственных душ пропадает чувство одиночества и сознание собственной ненормальности. Знаете, когда альбиносов много, их альбинизм, «ненормальность» уже никто не замечает.

Холодный концертный зал подмосковной базы отдыха «Металлург». На полу разложены спортивные маты. Закутавшись в одеяла и шубы, люди окружили сцену. Взрослые и совсем еще дети, красивые девушки и лысеющие мужчины. Растрепанные со вчерашнего вечера и с полным макияжем на лице, в растянутых шерстяных свитерах, водолазках и модных блестящих кофтах, в пуховиках и дорогих дубленках...
Зал украшен разноцветной мишурой и воздушными шарами - здесь праздновали 50-летие Б.Е.Золотова. По стенам развешаны огромные фантастические картины - работы его подопечных. Мощные звуковые колонки, рассыпающиеся ритмами румбы и рок-н-ролла, напоминают о том, что здесь проходил фестиваль «Феномен-97». Золотов считает, что человек, сумевший пройти путь от пессимиста, существа «не от мира сего», отброшенного обществом и работодателями, до творца, произведения  которого раскупаются в России и за рубежом, достоин называться феноменом.
Итак, я укутываюсь в одеяло у подножья подиума - и люди, собравшиеся в холодном зале, сами начинают рассказывать мне о Борисе Золотове.
- Очень сильная личность. Волевая. Лидер. Невольно тянешься к таким людям.
- Доброжелательный, но деловой. Постоянно держит в голове множество задач. И как у него хватает энергии на все?! А главное - с чувством юмора. Он может травить байки из своей жизни бесконечно...
- Редкий эрудит. Два высших образования - знаменитое совмещение несовместимого - он физик и лирик одновременно...
- Золотов привык быть в центре внимания. Но это у него получается вполне естественно. Можно мно­гому поучиться...
Для кого-то московские морозы и обледеневший снег у входа в корпуса «Металлурга» кажутся ужасным холодом, а для кого-то - едва ли не курортным теп­лом. Сюда приехали не только из Москвы, но и из Ростова, Киева, Новосибирска, Владивостока и Воркуты. Из Литвы, Эсто­нии, Болгарии... Впрочем, мнение: «Мы здесь, как на курорте, набираемся сил», - прозвучало так или иначе почти у каждого, с кем я разговаривала. «Набраться сил» - значит тренировать на семинаре Золотова творческие способности и затем реализовывать их в повседневной жизни. А эти способности могут быть самыми разными - люди поют, рисуют, совершенствуются в свободном танце, пробуют себя в стихосложении. Но главное, чему учит Золотов, - понимать без слов и тонко чувствовать другого человека. Со стороны это выглядит почти как телепатия, хотя человек просто учится воспринимать окружающий мир, а не только вариться в собственных проблемах и страданиях.
Люди, отвергнутые обществом, не сумевшие адаптироваться к современной жизни, не выдержавшие жестокие законы рынка, не имеющие благополучной семьи, идут к Золотову. Вряд ли им было бы полезнее обратиться к психиатру или другому врачу. Некоторые уже нахватались всевозможных «ярлыков» - от «мигрени» и «слабой нервной системы» до «шизофрении», но от этого легче жить им не стало. Пациент, уставший от жизни, от борьбы с собой и идущий на прием к психотерапевту или психологу, уже заранее чувствует себя ненормальным. У Золотова же о диагнозах не говорят. Говорят о нераскрытых способностях. О том, что выдающихся творцов судили по их работам, а не по диагнозам, хотя многие великие поэты, писатели, художники были обременены различными психологическими проблемами - от невроза до более серьезной болезни. Вспомним Батюшкова, Достоевского, Гаршина... И продолжать можно бесконечно.
Склонный к творчеству человек, как правило, имеет и слабую, ранимую, сверхчувствительную нервную систему. Одно биологически связано с другим, и не всегда расшатанные нервы выдерживают ритмы современной жизни. Для многих творческих людей мир кажется ареной «борь­бы за выживание». Борис Золотов помогает людям ощутить переход с этой арены в нормальную спокойную жизнь.
Идея психологической терапии через творчество не нова.  Вспомните Фрейда с его теорией «сублимации через живопись и литературу». Множество людей восстанавливают  работоспособность при помощи музыки, шитья, рисования...
Золотов пытается дополнить эти техники философской теорией. Его метод не укладывается ни ценными, ненормальными, «сошедшими с дистанции». Многие после семинарского курса находят работу, создают семью.
Человек уходит от Золотова в уверенности, что общепринятые эталоны еще не есть истина. Высшее образование, бизнес-карьера, евроремонт не являются универсальной целью для всех. Сотовый телефон и домашний компьютер с начинкой из игрушек – отнюдь не показатель ума и таланта. Зато каждая личность имеет право на индивидуальное видение мира, на раскрытие своих способностей через творчество. Богато иллюстрированный сборник «трехмерной терминаторной живописи», который подготовили к печати участники семинара Золотова, невольно вызывает ассоциации с кубизмом Пикассо, сюрреализмом Дали и средневековой фантастической  графикой Гойи. Вряд ли «терминаторная» живопись аномальнее перечисленных стилей. Если не верите - зайдите в Центральный дом журналиста. Там альбом продается и охотно раскупается.
- Принятие себя со всеми своими слабостями и достоинствами, умение видеть в себе творческую личность, и, как следствие, изменение своего отношения к миру, к людям — уже первый шаг к полноценной духовной жизни, - утверждает Золотов.
... И продолжает рассуждать о психике творца, как о «новой реальности». С ним трудно не согласиться.

Анна Гаганова. Газета «Помоги себе сам», 1997г. Москва

Комментариев нет:

Отправить комментарий