понедельник, 2 мая 2016 г.

ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ (ПОПЫТКА ПОНЯТЬ ФЕНОМЕН «ТЕАТРА ИМПРОВИЗАЦИИ» БОРИСА ЕВГЕНЬЕВИЧА ЗОЛОТОВА)

Человек живет в разных пространствах. Это, прежде всего, внешнее и внутреннее пространство. Внешнее – это реальное видимое пространство взаимодействия человека с разными объектами «живой» и «неживой» природы. Внутреннее пространство – это субъективное пространство наших мыслей, переживаний и фантазий. Эти два пространства связаны между собой. Они влияют друг на друга, они проникают друг в друга, они существуют параллельно. Условием влияния и проникновения пространств является ситуация взаимодействия объектов из разных пространств. Например, события реальной жизни осмысливаются человеком тогда, когда он спит и наоборот, художественный замысел реализуется в реальности.
Тело человека является пограничной зоной для существования, по крайней мере, двух пространств.
Пространство возможностей – это такое пространство, в котором создаются ситуации многообразные и многовариантные по контексту восприятия и понимания себя и других, окружающего мира во всем его многообразии и проявлении в процессе взаимодействия из разных координат или мерностей тех пространств, которые наполняют и обуславливают его. Это такое пространство, в котором каждый человек, попадая в поле его взаимодействия, получает возможность для развития таких качеств, которые ему необходимы для решения витальных, социальных, личностных, когнитивных и т.п. задач.
Моя первая встреча с Борисом Евгеньевичем состоялась в 1991 году в Херсоне. Все, что происходило на занятиях, было необычно и непонятно, но в результате через две недели я ощущала себя другим человеком. В целом можно сказать, что в теле появилось ощущение жизни. Затем Москва, Новосибирск. И каждый раз происходило что-то новое. И это новое не передавалось, а создавалось в ситуации взаимодействия, сотворчества, творчества и переживания и проживания различных ситуаций, которые возникали в пространстве, где проводились занятия. Непрерывный поток осознания и понимания объемности мира и многогранности событий, которые его насыщают, выводит нас из плоскости обыденного знания в пространство вероятностных событий и возможностей. На занятиях Бориса Евгеньевича создается ситуация, когда начинаешь чувствовать не только себя, но и наблюдать те изменения, которые происходят вокруг. И здесь, в этом пространстве, появляется возможность видеть по-новому события прошлого и предвосхищать события будущего, т. к. создается понимание общего пространства времени предъявления в контексте взаимодействия.
В первую встречу с Борисом Евгеньевичем я задала ему вопрос, который был связан с отсутствием носителей информации, которые позволили бы познакомиться с его системой работы. Он сказал, что все будет: и книги, и видеозаписи и картины. Действительно, через 15 лет, когда я была в Москве на юбилейной встрече, были представлены сборники информации по работам, которые проводились в этот отрезок времени, отчеты по путешествиям, видео-лекции и видео-спектакли, картины. Это все продукты деятельности целой системы, которые можно изучать и описывать.
Первая встреча с этим замечательным человеком запомнилась еще и тем, что в ходе разговора я сказала Борису Евгеньевичу, что хочу заниматься мышлением. На что он ответил: «Мышлением, так мышлением». Через 7 лет я встретила профессора, который ждал на тот момент уже 15 лет и не знал, кому дать тему по мышлению; и в результате сотрудничества с ним через два года я защитила кандидатскую диссертацию по психологии, в которой обосновала механизм мышления в контекстном обучении. Через шесть лет мне удалось в докторской диссертации обосновать становление личной культуры субъекта познания на основе этого же механизма. Сейчас я уже могу сказать, что встреча с Борисом Евгеньевичем для меня была неизбежной и судьбоносной, так как помогла мне изменить мою жизнь. Во мне развернулись те качества, которые помогли мне пройти сложный период моей жизни с максимальным результатом для меня. Я понимаю, что моя нынешняя встреча с Борисом Евгеньевичем на рубеже 2012-2013 гг. имеет очень важное значение. В этот раз я наблюдала работу «Театра импровизации» или «театра творчества зрителей» («ТТЗ»). Постараюсь описать свое понимание увиденного и понятого.
Какими личностными качествами и способностями должен обладать человек в быстроменяющемся и с высокой степенью неопределенности мире? Вопрос интересный, но если мы начнем на него отвечать, то это займет много времени, и когда мы на него дадим научно-обоснованный ответ, то возникнет еще много подобных вопросов. Тогда как быть в этой ситуации, как подойти к решению этой проблемы? Возможен другой подход, и он основан на том, что этот мир можно моделировать и в модели решать возможные, вероятностные, катастрофные, кризисные ситуации. Так, на мой взгляд, решается эта проблема в представлениях «Театра импровизаций» Бориса Евгеньевича Золотова.
 Адаптация в быстроменяющемся мире обуславливает конструктивный выход из конфликтных и стрессовых ситуаций, которые возникают у человека во взаимодействии с другими людьми дома, на работе, в ситуации принятия решений и т.п. В этих ситуациях человек ведет себя в зависимости от того, как он воспринимает, понимает и переживает.
 Вариантов может быть несколько. Например, на основе понимания себя, мира и своих взаимоотношений с миром, можно условно выделить четыре варианта.
 Первый вариант. Человек может преднамеренно не замечать сложности мира и видеть только то, что удобно и хочется, а все что не помещается в его возможности, отражать и понимать мир «отсекается». В этом случае, мир внешний и внутренний становится для него простым и ограничивается использованием только тех ресурсов, которые есть здесь и сейчас, а если ресурсы по той или иной причине исчерпываются, то кризис приводит в конечном итоге к деградации личности, так как человек не умеет или не хочет создавать, открывать, видеть, ощущать новые ресурсы для осмысления и понимания и, тем более, изменения ситуации.
 Второй вариант. Человек воспринимает внешний мир как нечто сложное и непонятное для его простого понимания и в этой ситуации, будучи реалистом, скрывается в устоявшуюся, проверенную прошлым опытом человечества систему отношений и свое настоящее и будущее закрывает в прошлом. Тогда в ситуации быстроменяющегося мира во времени и пространстве не может справиться со старыми ресурсами в новой системе отношений с миром, с новыми характеристиками, новыми критериями предъявления себя для достижения эффективности и создания условий для жизни. Кризис приводит к зацикливанию мышления на рефлексии своего эмоционального состояния.
 Третий вариант. Человек воспринимает сложность переживаний своего внутреннего мира и простоту внешнего и уходит в ценностные переживания своего внутреннего мира. В ситуации кризиса ценностный мир поможет человеку выстроить необходимые отношения с миром и адаптироваться за счет создания условий для развития своего внешнего мира. Ценностный внутренний мир – это объемный, многомерный мир.
 Четвертый вариант. Человек воспринимает мир как внешне и внутренне сложный. В этом случае складываются творческие отношения с миром. Человек творит себя, свои отношения с миром и мир вокруг себя. Навстречу внешней активности мира человек как субъект направляет встречную активность, тогда в результате такого взаимодействия и возникает творческий продукт. Творчество – это процесс и результат взаимодействия человека с миром. Это вариант конструктивного выхода из кризисных ситуаций и вариант адаптации к сложному постоянно и быстроменяющемуся миру.
Итак, если вернуться к «Театру импровизации», то можно сказать, что это вариант создания условий для развития личности. На сцене создается пространство возможностей, в котором проигрываются разные жизненные ситуации. Вектор проживания задается темой спектакля. Ситуация проживания создается цветом, светом, музыкой, танцем, костюмами актеров театра импровизации, видеоматериалами на экране. Ведущий («оператор» в терминологии Б.Е.) спектакля меняет условия и передает характер настроения.
 Артисты, участники «Театра импровизации» – это люди, которые обладают качествами «эксперт-оператора» (по терминололгии Б.Е.). Качества эксперта проявляются в движении тела и выражении чувств, реализующихся в ситуации жизни развивающегося события спектакля. Актеру необходимо в ходе спектакля предъявлять свои качества эксперт-оператора в зависимости от ситуации жизни настоящего времени, чувствовать линии других участников события для того, чтобы получилась общая гармоничная картина или картина разрешения проигрываемой жизненной ситуации. Акт сотворчества на сцене осуществляется как при непосредственном взаимодействии между участниками, так и последовательно, когда каждый последующий выступающий чувствует предыдущего по оставленному им продукту (следу).
Зрители «Театра импровизации» – это люди, сидящие в зале и обучающиеся качествам эксперта-оператора. Они, как и в любом другом зрительном зале сочувствуют, сопереживают, но в отличие от других представлений, где событие уже прописано, отрепетировано, поставлено и предсказуемо, событие, которое разворачивается в «Театре импровизации», создается и поэтому все участники события включены в творческий процесс. За счет включенности в событие, где нужно самому на основе уже запущенного представлением (объемной, многомерной картинкой со сцены) переживания предвосхищать и достраивать событие на своем уровне осознанного и неосознанного совокупного жизненного опыта и на этой основе получать новую информацию и новый опыт взаимодействия с миром. В результате активизируется работа мозга, появляются возможности для развития разных способностей. После спектакля зрители пишут, рисуют, проявляя тем самым новую информацию для себя и для других. Сдают её для общей обработки, которые отражают происходившее событие. В этом акте реализуется сопричастность участников общему значимому делу. Это очень важное качество для повышения адаптивности в социуме.
Процесс восприятия и отражение картины мира в сознании человека зависит от его способности ощущать, запоминать, сохранять, использовать информацию, анализировать и принимать решение, выделять главное и второстепенное, чувствовать, понимать смысл и значение. Если мы хотим получить объективную картину происходящего события, надо собрать информацию о происходящем событии от разных людей.
На следующий день после спектакля, когда информация о событии собрана и обработана, она доводится Борисом Евгеньевичем до всех участников, сопровождаемая комментариями и пояснениями, которые и восстанавливают всю картину целиком, создавая ощущение завершенности события.
 Создание «ТТЗ» – это результат более 20-летней творческой деятельности Бориса Евгеньевича. Первоначально тренировка «эксперт-операторных» качеств происходила в выполнении специальных упражнений и демонстрационных выступлений уже обученных членов команды, затем к этому добавились импровизационные выступления, в которых происходило проигрывание различных жизненных эмоционально окрашенных ситуаций, в которых участвовали все желающие и активность приветствовалась; затем это были импровизационные спектакли с экспериментированием цвета, света, костюмов. В результате на данный момент поражает хорошая оснащенность «ТТЗ» костюмами, техникой, которая дает возможность создавать условия для проживания жизненно важных ситуаций в спектаклях, техникой, которая дает возможность фиксировать результаты работы и фиксировать изменения эмоционального состояния участников процесса.
Как людям с разным уровнем образования, жизненного опыта и интересами передать способность принимать самостоятельные решения, не бояться делать ошибки и исправлять их, учиться гармонизировать свой внутренний мир и тем самым создавать условия для гармонизации внешнего мира? Технологии, которые реализуются в «ТТЗ» Б.Е.Золотова, позволяют каждому человеку приобрести качества, необходимые для реализации себя в реальной жизни.

Ученый Н.В. 10.01.2013. Сочи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий